«Маленькие котята на большой сцене»
В сентябре их было 60 -маленьких девчонок и мальчишек, принятых на подготовительное отделение в детский театр музыки и танца «Щелкунчик».
Через полгода 25 ребятишек, выдержавших испытание, представили зрителям свою первую работу - музыкальную сказку «Маленькие истории про маленьких котят». Сразу оговорюсь: речь сейчас пойдет только о группе самых маленьких детей, от 4-х до б-ти лет. Для них все было впервые - и большая сцена, и запись голоса в студии, и зачатки артистического мастерства, которые, кстати, у некоторых малышей были на весьма высоком уровне. То, что зрители увидели на первом в их жизни музыкальном спектакле, - это прежде всего плод гигантской работы педагогов «Щелкунчика», которые уже 10-й год, набирая более-менее способных ребятишек, должны за полгода определить, кто будет продолжать артистическую карьеру, а кто будет заниматься другим делом. Для зрителей все это яркое шоу носит название «Золотой ключик».
Кое-кто скажет, что это, мол, жестоко, у некоторых детей талант может проявиться позднее, чем у их же сверстников, и т.п. Нет, друзья мои, это нормально. В нынешних условиях развития детского творчества главное для педагога - рассмотреть в юном существе,которое еще ничето не умеет,будущий большой талант и постараться его развить. А уж выберет ребенок в будущем себе профессию, связанную с музыкой или хореографией, будет решать он сам вместе с родителями. К тому же, если вашу Дашу или Машу не взяли в «Щелкунчик» в этом году, вы вполне можете попытать счастья в следующем и поступить. Такие случаи не редки.
Но сегодня наш разговор о новом поколении самых маленьких «щелкунчиков», которые впервые в жизни вышли покорять подмостки большой сцены. Всего их было 13, включая представительниц старшей группы Настю Колесникову и Еву Дужик, уже зарекомендовавших себя талантливыми артистками прошлого сезона. Перед самым началом представления все они вышли на сцену перед закрытым еще занавесом, чтобы сказать несколько слов о себе. Ведущая концерта, она же режиссер представления Татьяна Коршунова уже успела во время репетиций познакомиться с каждым из юных артистов и потому задавала мальчишкам (их было всего двое) и девчонкам вопросы, на которые легко было ответить. Но даже на этом мини-представлении многие из ребят смогли проявить свою индивидуальность, даже если им только-только исполнилось 4 года.
Но главное было впереди. В спектакле речь шла о жизни на крыше дружной семьи котят, каждый из которых рассказывал как бы маленькую историю, выраженную в песне или танце. И с самого начала тон задала 5-летняя Ксюша Чудакова, представшая в роли заводной цыганки в песне «Ну, что сказать» из телефильма «Ах, водевиль, водевиль» на музыку М. Дунаевского.
Сразу отвлекусь, но не сказать об этом нельзя, что в спектакле примерно поровну были поделены музыкальные фрагменты на уже известную и популярную музыку и новые, написанные музыкальным руководителем «Щелкунчика» O.K. Ольховой. Кто какую музыку будет исполнять, зависело от индивидуальности каждого ребенка. Но, к чести Ольховой, надо признать, что музыка и стихи, написанные ею, ничуть не уступали шлягерам известных композиторов.
Так вот, задорный цыганский пляс в исполнении Ксюши Чудаковой сразу и очень высоко поднял планку исполнительства, на которую остальным ребятам пришлось равняться. И они оправдали надежды. Крошечный Артем Кузнецов вместе со взрослыми ребятами из группы «Next» представил смешной номер «Беспризорники». Самый первый выход крошечного мальчишки с большой кепкой для сбора подаяний вызвал в зале добрый смех, а когда здоровенные парни начали выделывать с ним акробатические трюки, от которых у взрослых кружилась голова, стало понятно, что «Next» начал готовить для себя неплохую смену. Доброта же зрителей не знала предела, ибо, когда по ходу сюжета песни ребята вынесли Артема в зал, чтобы собрать «копеечку», многие кидали в кепку десятки,а потом еще долго бежали из задних рядов с денежками в руках, дабы помочь маленькому сиротинушке.
Здесь самое время сделать еще одно отступление - о группе «Next». Она была создана несколько лет назад на основе старших мальчиков «Щелкунчика». Сначала они исполняли типично мужские танцы и использованием силовой акробатики, причем, выезжая на различные конкурсы, всегда становились лауреатами, уж очень харизматично выглядели статные, как на подбор, красивые парни, исполняющие яркие танцевальные номера. В прошлом году они впервые решили сделать большую самостоятельную работу, подготовив полнометражный мюзикл о похождениях Остапа Бендера. Успех превзошел все ожидания, ведь помимо ярких вокальных и танцевальных номеров, юноши продемонстрировали и незаурядный актерский дар. И еще про «Next», но это уже свидетельство художественного руководителя «Щелкунчика» Аллы Строиловой. Не так давно ребята выезжали на один из конкурсов вместе с представителями младшей группы, за которыми был необходим отдельный уход. Так вот, эти здоровые крепкие парни проявили себя, как любящие старшие братья, опекавшие малышей не хуже, чем педагоги-женщины, вплоть до того, что надевали им носочки, следили за тем, тепло ли они одеты, вовремя ли накормлены. Дух настоящего товарищества, которым пропитана атмосфера «Щелкунчика», проникает во все возрастные группы, невзирая на то, как к этому отнесутся окружающие. Еще один представитель младшей группы, Иван Хавторин, буквально как вихрь ворвался на сцену с номером на песню «Маруся» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а исполнительница следующей песни -«Письмо маме».
Дана Пульман, вызвала аплодисменты зрительного зала не только своим чистым голоском, но и тем, что мужественно вышла на сцену со сломанной рукой, причем она не только пела, но и танцевала, а это, согласитесь, сложно даже взрослому.
Следующая же юная артистка Аня Заболотная просто взорвала зал своим оптимизмом, прекрасно исполнив вокальную и танцевальную партии в знаменитой песне «Проснись и пой!»
Далее пришла пора одного из самых ярких номеров спектакля -«Жанна Д'Арк» в исполнении уже упомянутой Насти Колесниковой. Идея сделать патриотический номер о героине французского народа пришла в голову Строиловой и Ольховой одновременно, но музыка не рождалась очень долго.. И вот однажды, как и на Орлеанскую деву, снизошел на Ольхову дар Божий, и она сочинила песню буквально за ночь. Сценически песня решена просто, и то, что Жанна Насти Колесниковой напоминает эту же героиню в исполнении Милы Йовович, совершенно оправданно, потому что зрителям легче воспринимать этот образ как уже знакомый. Приятно, что музыка песни лишена подчеркнутого трагизма, а является светлой и лиричной, как и весь образ героини Франции.
Следующий номер также носил патриотический характер, но теперь уже из близкой нам истории Великой Отечественной войны. Старинная казачья песня «Когда мы были на войне» стала широко известна после показа на телеэкранах сериала «Громовы». Крошечная Кристина Ивлева вместе со столь же юными девчушками из группы «Пластилин» и героическими парнями из неизменного «Nexta» представили зрителям щемящую душу композицию о войне и родительской любви.
Далее, как в калейдоскопе, сменяли друг друга прелестная Ева Дужик с юными подругами в номере «Невесты», наряженная русской боярыней Эвелина Краснова в зажигательной песне «Разговор со счастьем» из все того же «Ивана Васильевича», а Есинея Калиева предстала вместе со старшими девочками из «Щелкунчика» на светском балу в номере «Полонез». Четырехлетняя Ульяна Кузнецова даже на представлении до начала спектакля ни минуту не могла устоять на месте: она прыгала, крутилась и вертелась, как заводная игрушка. Поэтому как нельзя к месту пришелся сделанный для нее номер «День рождения», где она продемонстрировала свою неуемную энергию.
Завершали спектакль о приключениях маленьких котят яркие оптимистические номера «Это я!» в исполнении Даши Якушевой и «Пусть будет так» с Юлей Асессоровой и группой «Лицей».
Рассказать о всех 13-ти участниках младшей группы даже в большой статье - невозможно. Но можно только порадоваться мастерству педагогов, руководимых Аллой Строиловой, в короткий срок слепивших из ничего не умеющих дошколят настоящих маленьких артистов, которые способны заставить зрителя и смеяться и плакать
17 апреля 2008г. Газета «Труд»
Елена Чернова